Алгоритм перехода на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями с 2018

Коммунальные блага, которые делают комфортным быт жителей многоквартирных домов, — свет, вода, тепло — предоставляют ресурсоснабжающие организации.

Что это такое, как и с кем происходит взаимодействие с ними, кто посредник, а кто исполнитель, порядок заключения договоров, в том числе напрямую, границы ответственности, особенности начисления платежей на общедомовые нужды в 2024 году — ответы на эти и другие популярные вопросы, связанные с деятельностью ресурсоснабжающих организаций, или РСО, можно узнать в этой статье.

Основные определения и понятия

Ресурсоснабжающая организация — это юридическое лицо, деятельность которого связана с оказанием, доставкой и продажей коммунальных ресурсов.

Взаимодействие между РСО и потребителями происходит по правилам, регламентированным в правовом поле Российской Федерации.

Ведение хозяйственных дел в многоквартирных жилых домах (МКД) является прерогативой управляющих компаний (УК) или товариществ собственников жилья (ТСЖ). Но для полноценной организации быта жильцов подобным объединениям требуется помощь поставщиков коммунальных услуг. Они обеспечивают поставку ресурсов — воды, газа, электричества, тепла — к жилому помещению потребителей.

При этом договора на предоставление коммунальных услуг заключают представители жильцов МКД — УК и ТСЖ. Поэтому ресурсоснабжающие организации по отношению к потребителям являются подрядчиками, или контрагентами.

Зона ответственности ресурсоснабжающих организаций

РСО отвечают за предоставление гражданам следующих ресурсов:

  • электрической энергии;
  • водоснабжение;
  • обслуживание канализации;
  • тепловой энергии;
  • газоснабжения.

Также ресурсоснабжающие организации предоставляют твердое топливо, отвечают за транспортировку и обслуживание обозначенных ресурсов.

Дополнительно могут быть оказаны следующие виды услуг:

  • дезинсекция насекомых и грызунов;
  • вывоз мусора и твердых бытовых отходов;
  • предоставление доступа к коллективным телевизионным антеннам;
  • организация освещения придомовых площадок МКД.

Каждый из обозначенных ресурсов транспортируется и поставляется непосредственно к жилому помещению, всему дому.

Законодательное регулирование

Правовая оценка деятельности РСО заключается в том, что, являясь, по сути, юридическим лицом, но за счет многочисленного потребительского охвата, они становятся монополистами на рынке предоставления коммунальных услуг.

Правила, по которым производится предоставление коммунальных услуг, регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:

  • Жилищным кодексом Российской Федерации;
  • Федеральным законом № 176 от 29 июня 2015 года;
  • постановлениями правительства РФ №№ 124, 307, 354 и 1498.

Правительство на государственном уровне регулирует деятельность ресурсоснабжающих организаций:

  • определяет порядок утверждения цен за коммунальные услуги;
  • рассчитывает тарифы на ни, приводит экономическое обоснование своим решениям;
  • устанавливает правила начисления денежных средств за потребленные ресурсы.

Кто может быть исполнителем коммунальных услуг

Может ли быть РСО и УК в одном лице

Как юридическое лицо управляющая компания отвечает за эксплуатацию, содержание и управление многоквартирными жилыми домами на основании соглашений, подписанных с жильцами.

Управляющая компания является посредником между жильцами и РСО. Она собирает денежные средства за оплату коммунальных услуг, которые предоставляет РСО.

По отношению к потребителям управляющая компания является исполнителем услуг и подрядчиком, а ресурсоснабжающая организация — субподрядчиком, предоставляющим услуги на основании договора, подписанного с УК. Управляющая компания несет ответственность за эксплуатацию, планирование и проведение ремонтов в здании.

РСО самостоятельно не могут быть одновременно управляющими компаниями, так как их сфера деятельности ограничена предоставлением конкретного ресурса. Взять на себя функцию УК они не вправе.

Однако у потребителей есть право выбора, кому оплачивать расходы за потребленные ресурсы — напрямую в РСО или через посредника — УК. Для этого потребуется заключения прямого договора потребителя с РСО.

Особенности выполнения функции исполнителя коммунальных услуг РСО

Управление многоквартирным домом можно производить следующими способами:

  • управлением домом владельцами помещения МКД;
  • посредством создания ТСЖ или другого объединения;
  • с отдельным привлечением управляющей компании.

Управлением домом владельцами помещения МКД предполагает, что интересы потребителей будут представлять один из собственников квартиры. Решение об этом принимается на общем собрании жильцов. Лицо может действовать по доверенности.

Ресурсоснабжающая организация выбирается исполнителем услуг при следующих обстоятельствах:

  • в период смены способа управления;
  • если собственники еще не определились со способом управления МКД.

Постановлением правительства РФ № 354 установлены правила, которые определяют исчерпывающий перечень ситуаций, при которых РСО может быть исполнителем коммунальных услуг.

Порядок заключения договоров с РСО

Российским законодательством определено множество разновидностей договоров. Гражданское законодательство провозглашает свободу договора. Но в сфере предоставления коммунальных услуг есть свои нюансы.

Соглашение на поставку коммунального ресурса являются разновидностью договора купли-продажи. Обязанность УК заключать договора с ресурсоснабжающими организациями предусмотрена пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса РФ.

А в соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ и постановлением правительства № 124 от 14 февраля 2012 года утверждены правила заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями.

Управляющая компания по договору является ответственной за содержание общего имущества и предоставления собственникам жилых помещений коммунальных услуг. Для этого УК обращается в РСО с офертой на заключение договора о поставке определенного ресурса.

Это делается не позднее 7 дней после вступления в законную силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 дней с момента принятия решения о выборе УК.

К заявке прилагаются оригиналы и копии учредительных документов. Но даже если они будут предоставлены не в полном объеме или неправильно оформлены, РСО не вправе отказать в заключении договора.

О недочетах следует сообщить исполнителю в течение 5 дней после получения документов. На исправление дается 30 дней. Если к этому времени документы не будут исправлены и предоставлены новые, без ошибок, рассмотрение заявки может быть прекращено.

Нередко происходят ситуации, когда в РСО обращаются сразу несколько компаний по обслуживанию одного и того же дома. Заявка не будут рассматриваться до тех пор, пока региональный орган государственного жилищного надзора не выяснит, кто из обратившихся организаций действует правомерно.

Исполнитель может дать отказ от договора ресурсоснабжения, если у него имеется соглашение на поставку этого ресурса от другой организации.

Отказаться от заключения договора можно и в случае отсутствия технической возможности поставки ресурса в дом, так как объект не подключен к инженерно-коммуникационным сетям. Ответ с отказом направляется в РСО в течение 30 дней.

Ресурсоснабжающая организация имеет право отказать в заключение договоров на оказание услуг в следующих случаях:

  • отсутствие лицензии у УК на осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом;
  • дом не подключен к инженерным сетям;
  • договор заключен с другой РСО.

Об отказе и обосновании причин должно быть уведомлено в письменном виде в течение 5 дней.

Предмет и содержание договора

Договор ресурсоснабжения вступает со дня подписания всеми сторонами. Датой начала работы считается дата начала поставки ресурса.

В соответствии с пунктом 17 постановления правительства № 124 от 14 февраля 2012 года к существенным условиям договора относятся:

  • предмет соглашения — вид ресурса, который будет поставляться в МКД;
  • дата начала поставки ресурса;
  • порядок определения объемов ресурса;
  • показатели качества коммунального ресурса;
  • суть определения цены с учетом тарифов;
  • порядок оплаты коммунальных платежей за ресурс, исходя из расчетного периода (обычно — один календарный месяц);
  • другие условия, определенные нормативно-правовыми актами в обрасти ресурсоснабжения.

В договоре обозначаются условия разграничения ответственности сторон за качество ресурса. Определяется порядок взаимодействия, если потребитель будет жаловаться на качество или объем.

Прописываются условия обслуживания внутридомовых и централизованных сетей — кто за что отвечает. Обозначается порядок снятия и предоставления показаний приборов учета. Прописывается порядок действий и порядок расчетов, если счетчик неисправен.

Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утверждены пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ и пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса РФ.

Особенности оформления прямых договоров с РСО

В данный момент решается вопрос о предоставлении возможности перехода на прямые договора с ресурсоснабжающими организациями. Пользователи коммунальных услуг вправе оформлять подобные соглашения в следующих случаях:

  • если они являются владельцами частных жилых помещений;
  • если жильцами МКД на собрании был избран конкретный способ управления имуществом (такое решение обычно принимается в домах с небольшим количеством квартир, например, до 16);
  • услуг являются собственники нежилых помещений;
  • до вступления в силу нового договора;
  • есть значительная сумма задолженности перед РСО (более 3-х месяцев).

В рамках этих условий собственники квартир могут подписывать прямые договора и производить прямые расчеты с РСО. В этом есть и свои положительные моменты:

  • можно привлекать подрядчиков для заключения краткосрочных соглашений — это позволяет экономить средства при оплате коммунальных услуг;
  • отсутствует механизм коллективной ответственности — собственники жилья не страдают от неразумных действий соседей, должников;
  • пользователи не несут затраты на содержание штата УК;
  • снижается вероятность банкротства УК, т.к. на счета РСО средства поступают напрямую от пользователей.

Существует и некоторые недостатки в переходе на прямые договора с РСО:

  • низкая эффективность при управлении многоквартирным домом;
  • появляются проблемы при перерасчете коммунальных услуг.
  • для решения важных вопросов необходимо проводить частые собрания, на которых сложно бывает достичь консенсуса;
  • нет возможности проведения капитального ремонта МКД с привлечением финансовых средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
  • оплата за коммунальные услуги осуществляется потребителями в разных кассах и в различных местах.

Ответственность РСО за неправильный расчет

Юридически границы ответственности с ресурсоснабжающими организациями обозначены в федеральном законе № 176 от 29 июня 2015 года «О внесении изменений в Жилищный кодекс и отдельные законодательные акты РФ», в котором обозначено, что ответственность за неверное начисление коммунальных платежей возлагается на исполнителя. При нарушении порядка начислений ответственность выражается в выплате 50 % от суммы финансовых недочетов.

Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, то на нее и выписывается штраф. Потребители должны направить обращение в письменном виде компании-исполнителю, в котором потребовать произвести перерасчет стоимости фактически предоставленных услуг.

Если реакции на заявление не последует, необходимо жаловаться в Роспотребнадзор. Разбирательство можно также инициировать путем обращения в прокуратуру или в суд.

Сфера ЖКХ по-прежнему остается самой проблемной в России. Управляющие компании часто банкротятся, увеличивается число просроченных платежей, услуги постоянно растут в цене, становясь необоснованно высокими, качество сервиса, наоборот, оставляет желать лучшего.

Все эти проблемы и стали основанием для внедрения практики прямых расчетов. Правительство полагает таким образом повысить качество предоставляемых услуг и прозрачность расчетов.

Порядок оплаты общедомовых нужд

Чаще всего потребителей интересует, имеет ли право ресурсоснабжающая организация начислять ОДН (плата за общедомовые нужды).

С 1 января 2017 года в платежных квитанциях исчезла строчка затрат на ОДН. С этого времени общедомовые нужды включаются в строку «За содержание общего имущества».

Раньше к общедомовым нуждам относился перерасход по ресурсам (энергии, воды, газа, тепла). Теперь эти траты включены в состав оплаты за содержание жилого помещения.

Изменилась и схема начисления общедомовых нужд. Ранее величина суммы определялась как разница между показаниями общедомовых и индивидуальных приборов учета, которая распределялась пропорционально между всеми жильцами МКД. В 2024 году у начислений появились границы.

Общая сумма не должна превышать норматив потребления коммунальных услуг на ОДН. Затраты сверх соответствующего норматива возлагаются на УК и ТСЖ.

Чтобы включить расходы за ОДН в платеж по содержанию жилого помещения, не нужно принимать решение на общем собрании жильцов МКД.

При этом нововведения никак не отразятся на МКД с конкретным способом управления и домов, в которых собственники не определили способ управления. В этом случае прежняя схема расчетов за ОДН сохраняется.

Заключение

Сфера жилищно-коммунального хозяйства не стоит на месте: она меняется, совершенствуется. Одним из таких изменений стал выбор формы управления домом и исполнителя — поставщика коммунальных услуг.

Жильцы вправе выбирать между управляющими компаниями, товариществами собственников жилья или прямым сотрудничеством с ресурсоснабжающими организациями.

Главное — чтобы дома и квартиры были постоянно обеспечены поставкой ресурсов и качественными коммунальными услугами. Переход на прямое сотрудничество делает сферу расчетов более открытой и прозрачной.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *