Право на благоприятную окружающую среду юридическая ответственность за экологические правонарушения

право на благоприятную окружающую среду юридическая ответственность за экологические правонарушения

В рамках мероприятий по контролю осуществляется:

натурный осмотр объекта (объектов);

– запрос документов, в том числе в порядке, установленном ст.26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

– камеральная работа с представленной документацией (изучение, анализ, формирование выводов и позиций).

II. Виды юридической ответственности.

§1. Административно-правовая ответственность.

Административная ответственность является наиболее часто применяемым видом юридической ответственности за нарушения экологического законодательства.

Административные проступки квалифицируются как противоправные деяния, отличающиеся меньшей степенью своей общественной опасности. Поэтому, квалифицируя их, говорят о вредности, а не об общественной опасности административных деликтов.

Если правонарушения представляют опасность для общества в целом, в том числе экологическую опасность, причиняют сильный вред окружающей среде и способствуют ухудшению здоровья населения, их относят уже к экологическим преступлениям.

В качестве предмета экологических правонарушений признаются природные ресурсы, как неотъемлемая часть биосферы, как одно из необходимых условий для жизни и деятельности человека, как их пространственный базис.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Основная цель юридической ответственности – это обеспечение реализации экологических инте¬ресов общества в принудительном порядке.

Право на благоприятную окружающую среду юридическая ответственность за экологические правонарушения

Их применение к субъектам, совершившим экологические преступления, определяется в соответствии с Уголовным кодексом РФ (1996). К группе тяжелых экологических преступлений относят такие, как:

  • умышленное уничтожение лесов путем поджога, которое наказывается лишением свободы на сроки от 3 до 8 лет,
  • загрязнение водных объектов, атмосферного воздуха,
  • незаконную вырубку леса,
  • охоту,
  • и некоторые другие.

Предприятия и отдельные граждане, в результате экологических правонарушений которых наносится вред природе, хозяйству и здоровью населения, обязаны возместить причиненный вред в полном объеме, т.е.

КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.7 (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

В ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ указано, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.8

Административная ответственность за совершение экологических правонарушений, помимо гл. 8 Кодекса об административных правонарушениях РФ, предусмотрена: Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст.

– соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

– проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы;

– своевременность и полнота внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду;

– организация и проведение производственного контроля, в том числе аналитического (инструментального) контроля, и наличие лиц, ответственных за его проведение;

– исполнение ранее выданных предписаний об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации. Мероприятия по контролю.

Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды (федеральный государственный экологический контроль). Постановлением Правительства РФ от 25.09.2008 N 716 определены должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды).

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года N 285, в соответствии с которым такими объектами являются:

1.

Значительная часть административных правонарушений затрагивает такой объект окружающей среды, как лес: нарушение правил лесопользования, незаконная порубка деревьев, уничтожение мест обитания животных, нарушение требований к охране лесов (ст. ст. 8.24—8.32).

Ст. ст. 8.33—8.38 КоАП РФ посвящены охране животного мира и растений.

Охрана и использование природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях урегулирована административной ответственностью за нарушение соответствующего режима или иных правил охраны, предусмотренных ст. 8.39 КоАП РФ.

Ст. 8.40 предусматривает административную ответственность за нарушение экологических требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей среды и др.

Ст.

1) Федеральный закон “Об охране окружающей среды” Статья 79. Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды 1.
Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме. 2) Предмет экологического права – совокупность общественных отношений, возникающих в области охраны и использования природных ресурсов в процессе взаимодействия человеческого общества и природы, урегулированная эколого-правовыми нормами. 3) Экологические правонарушения разделяются на [b]проступки[/b] и преступления. 4) Экологическое право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды.

Административная ответственность за нарушение экологического законодательства в соответствии со ст. 72 (п. «к») Конституции РФ и со ст. 2.1 КоАП РФ может быть установлена и соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации. К примеру, в Республике Татарстан действует Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях, предусматривающий административную ответственность за экологические правонарушения.

Значительное место среди мер административного принуждения за нарушение экологического законодательства занимают административные наказания, посредством которых обеспечивается борьба с наиболее распространенными правонарушениями в области охраны окружающей среды.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (ст.

Под экологическим правонарушением признается посягающее на экологический правопорядок, экологические права и свободы граждан, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием и охраной окружающей среды противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (или бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.6

Регулируется применение административной ответственности Кодексом РФ об административных правонарушениях и законодательными актами субъектов РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с КоАП РФ к административной ответственности за экологические правонарушения могут привлекаться граждане, должностные лица и юридические лица.

Поэтому она относится к формам государственного принуждения. За нарушение экологического законодательства предусмотрено несколько форм ответственности – имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная.

Все важнейшие природные ресурсы на сегодняшний день крайне уязвимы перед хозяйственной деятельностью человека, а возможности самоочищения загрязненных геосфер, особенно почвы и восстановления их на местах с уничтожением естественного состояния природных сообществ крайне малы в связи с чрезвычайной длительностью естественного протекания этих процессов.

Поскольку деятельность землепользователей и других категорий населения может нанести природным ресурсам непоправимый вред, они нуждаются в правовой защите.

Ст. ст. 8.9—8.11 посвящены нарушениям требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов. Нарушения правил охраны водных ресурсов, водопользования предусматриваются в ст.
ст. 8.12—8.15 КоАП РФ.

Ст. ст. 8.16—8.20 предусматривают административную ответственность за нарушение экологического законодательства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской федерации.

Ряд норм направлен на охрану атмосферного воздуха — выброс вредных веществ в атмосферу, выпуск в эксплуатацию и эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. ст.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *